Дао, имеющее исток, не есть извечное Дао
Я не знаю кто породил тебя, …похоже, что ты существовало еще прежде Небесного Владыки.
Есть вещь, что возникла из хаоса,
она не была рождена Небом и Землей.
Лао-Цзы
Искусство бонсай (два иероглифа - контейнер и растение), как таковое, зародилось в Китае. Когда, не знает никто, но история его насчитывает не менее двух тысяч лет.
Первые документальные упоминания это настенные росписи в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.). На ней изображены придворные держащие в руках бонсай. Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь веков. Одна из них гласит, что некий император повелел создать у себя во дворе миниатюрную копию всей империи, города, веси, реки, горы. Для этой копии и создавались миниатюрные деревья. Лицезрение этой миниимперии запрещалось под страхом смерти всем кроме Сына Неба. (Полагаю, садовники, всё-таки, имели некую форму допуска, что в определённой мере свидетельствует о небесном происхождении садового искусства).
Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме. Даосы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих исследований им удобно было манипулировать не самими объектами внешнего мира а их миниатюрными копиями-символами. Даосы верили, что миниатюризировав объект они могли бы сконцентрировать и манипулировать всеми его магическими качествами. А деревья были самыми большими и долговечными живыми существами. Так что и здесь прагматичные китайцы себе не изменили. Достоверных сведений о том, помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным у нас нет, но, со временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала самодовлеющей. Пенджинг, примерно так это может звучать по китайски, превратился в произведение искусства.
Лучшие люди древности, следовавшие Пути
достигали невообразимых, удивительных результатов, глубину которых невозможно постичь.
Лао-Цзы
И вот, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию. Как и многие другие заимствования, японцы довели искусство бонсай до совершенства. И сегодня слово бонсай вызывает ассоциацию с Японией. Именно японцы разработали систему канонов, которая включает в себя, как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции. Бонсай очень часто выступает как один из аксессуаров чайной церемонии, также завезённой из Китая и развитой до уровня уже не гастрономии а скорее философии.
В японской культуре бонсай занял особое место. Сочетание пространственной миниатюрности и огромного времени, необходимого на создание каждого экземпляра, придавало бонсай ореол мистической загадочности. Ценность бонсай значительно превосходила его стоимость. Очень хорошо это передаёт старая японская легенда.
Что дороже: сама вещь или ее цена? Кто тревожится больше: тот, кто стремится урвать, или тот, кто не боится потерять?
Лао-Цзы
Некогда сёгун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, - путник сильно иззяб, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого - растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, на следующий день продолжил свой путь.
Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай - дар сёгуна своему спасителю.
Строго придерживаясь искусства Пути древних ты достигнешь полноты управления настоящим,
познаешь глубочайший исток вещей.
Лао-Цзы
К восемнадцатому столетию, в Японии техника выращивания деревьев в контейнерах развилась в очень утончённую форму искусства. Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое. Всё живое особенно радует наш глаз и умиляет в самом начале жизненного пути - в молодости. Старость, зачастую, увы, не очень благовидна. Но не у деревьев. Чем древнее дерево, чем более оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем приятнее и интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай. И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многих поколений людей и материализованное в, почти не встречающемся в природе, изяществе особенно ценится в бонсай.
В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни - юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость - цветами и плодами, а старость - стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами.
Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай - изящество или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, мы видим шедевр.
В самом общем виде внешний облик бонсай должен удовлетворять трём критериям:
- форма кроны коническая;
- крона разделена на компактные горизонтальные ярусы;
- листва (хвоя) в этих ярусах максимально загущена.
Эти эстетические требования обусловлены биологической (точнее - ботанической) природой искусства бонсай. Коническая форма кроны обеспечивает доступ света к листве нижних ветвей. Разнесение кроны по ярусам, наряду с равномерным освещением, обеспечивает хорошую вентиляцию кроны, что весьма немаловажно. Загущённое облиствление позволяет растению поддерживать локальные зоны микроклимата внутри кроны - повышенную влажность и, у некоторых растений, повышенную концентрацию фитонцидов, что весьма способствует жизненной стойкости бонсай.
Почти во всех пособиях по бонсай можно увидеть стандартный набор требований к облику растения. От самых общих, таких как недопустимость
крест-на-крест расположенных ветвей до таких специфических, как численный расчет пропорций расположения на стволе нижних ветвей. Но в результате долгого и неспешного погружения в этот предмет, неизбежно приходишь к выводу, что настоящий шедевр, почти всегда, есть, в той или иной степени, отступление от канонов. Как, впрочем, и в других видах изобразительного искусства...
В отличие от китайской традиции, которая почти не изменилась за столетия, японская подразумевает более абстрактный подход. Если китайцы стремятся к копированию естественных растений, а зачастую ландшафтов, то японская почти всегда обходится намёками и иносказаниями. Маленький камушек на деревянном постаментике рядом с бонсай может символизировать горную гряду, такой же камень в плоском бронзовом поддоне, заполненном песком, олицетворяет остров в океане, а тонкая вертикальная прожилка кварцита означает водопад.
Каноническая экспозиция бонсай предусматривает его размещение в специальной нише токонома, на столике. Кроме этого, практически всегда присутствует соответствующий свиток с картиной или каллиграфической надписью. Часто рядом помещается маленький акцентирующий бонсай - травка, иной бонсай, гораздо меньшего размера, как правило подчёркивающий сезон. Иногда рядом с бонсай стоит суйсеки - уже упоминавшийся камень.
Искусство суйсэки (два иероглифа, суй-вода и сэки-камень) довольно тесно примыкает к бонсай и предельно абстрактно и лаконично представляет горный ландшафт обязательно с водой в виде потока, озера или объемлющего водного пространства.
Течение Дао подобно великой реке,
имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.
Лао-Цзы
Вернёмся немного назад к концу девятнадцатого века. Тогда, на одну из всемирных выставок, в Париже, японцы привезли коллекцию бонсай. Европейцы были поражены. Ещё более подняла интерес к бонсай лондонская выставка 1909 года. Но… последовала одна война, великая депрессия, другая война, - не до бонсай. И только в конце пятидесятых годов бонсай начинает своё тихое шествие по миру. Началось с западного побережья США. Там была довольно большая японская колония и это весьма поспособствовало развитию бонсай. К тому же, американские солдаты после войны, из Японии везли иногда довольно странные трофеи… И посейчас в мире только в двух странах существует то, что можно прозаически назвать бонсай-индустрией. Догадайтесь в каких.
В Старом свете бонсай начал широко распространяться довольно недавно, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. У нас, отдельные, очень немногие энтузиасты, заинтересовались им примерно в то же время. Но, невозможность для неноменклатурного соотечественника каких-либо контактов с миром, обусловленное этим отсутствие литературы, инструмента, etc. задержало распространение бонсай у нас на десятилетия.
…путь света не лучше пути тьмы, путь побед не лучше пути поражений…
Лао-Цзы
Надо отметить ещё, что почти во всех европейских странах история бонсай прошла через сходные этапы. Вначале некоторый бум, масса людей покупает довольно дорогие растения (преимущественно сосны), которые у них потихоньку погибают. Всеобщее разачарование, период долгого застоя, когда бонсай занимаются немногие энтузиасты. Со временем эти энтузиасты накапливают опыт содержания бонсай в условиях данной страны, переводят необходимую литературу, начинают оказывать услуги по поддержке любителей, их обучению, организовывают одну выставку, другую… Начинается торговля недорогими, т. н. "пребонсаями" и дело, потихонику двигается. В Европе этому весьма способствовало упразднение фактических границ - перемещение растений упростилось предельно.
Обретя в своем сердце непреклонное стремление
знать, я вступаю на Великий Путь.
Лао-Цзы
У нас слухи о бонсай спорадически появлялись в периодике, едва ли не с пятидесятых годов. Решающим событием стал выход в 1985 году книги Филлис Эргол "Выращивание карликовых деревьев по японскому способу". Довольно примитивная, она, тем не менее, ответила на два основных вопроса - это обычные растения, и сформированы они при помощи простых агротехнических приёмов. К тому времени, правда, у нас уже были бонсай.
В 1976 году, Япония, через своё посольство, подарила Советской Родине коллекцию бонсай. В ней было 44 растения. В то время Япония практиковала подобное по всему миру. Соединённым Штатам, например, к двухсотлетию была подарено несколько десятков роскошных бонсай, которые составили основу теперешней национальной коллекции.
В то время в Крыму, на ниве Никитского ботсада трудился ланшафтным архитектором Анатолий Анатольевич Анненков. Ведущий ландшафтный архитектор страны, он уже с конца шестидесятых занимался бонсай. Практически в одиночестве. И вот, в конце восьмидесятых, в Москве, у Тамары Петровны Белоусовой (куратора той самой, дарёной коллекции бонсай) собираются, сначала неформально, а потом соорганизовавшиеся в Бонсай-клуб, любители. Было нас немного, но энтузиазм компенсировал малочисленность. В первые годы было проведено несколько выставок. Особенно запомнилась первая - в Японском саду. В то время в прудах сада ещё плавало много золотых карпов. Время в стране было голодное, карпов кормили нерегулярно и они, "по пояс" вылезая из воды на лужайку, чавкая как свиньи, кормились травкой. Особенно хорошо было в дождь, когда посетителей было мало, и звуки старинной японской музыки на фоне шороха воды позволяли представить себя в средневековой Японии. Заросли цветущих ирисов из Императорского сада, окружающие пруды весьма этому способствовали…
В начале девяностых в пансионате "Белые ночи" в Дагомысе была первая конференция. В 1993 в Главном батаническом саду АН состоялся международный симпозиум. Приехали известный японский мастер Хацуи Като, большой друг российского бонсай шотландец Крейг Кассинс и множество прочих европейцев. Народу собралось немало и нашего. Казалось, что бонсай будет всё шире распространяться у нас.
Но, средина и конец девяностых принесли некоторый спад интереса к бонсай. Обладающие средствами не могли в такой захватывающий (и захватывательный) момент отвлекаться на сантименты. А не обладающие таковыми были увлечены выживанием. Причины сложившейся ситуации ещё и в некоторых особенностях менталитета сограждан. Проиллюстрировать это можно следующим эпизодом.
Великий Путь ведет к согласию и покою, но люди обычно предпочитают ходить
напрямик, чтобы было быстрее.
Лао-Цзы
Как-то, в начале девяностых, я пребывая в одном из сочинских санаториев, познакомился с дамами из горотдела культуры. Узнав чем я занимаюсь, они необычайно взволновались и попросили рассказать им о бонсай. Через несколько дней был собран сочинский городской художественный бомонд - чиновники от культуры, преподаватели изящных искусств, работники музеев, и т. п. В начале повествования я предупредил, что вопросы следует задавать по ходу рассказа, прерывая меня при необходимости. Первые минут десять мне внимали со всё нарастающим интересом. После этого последовал первый вопрос.
- Если мы начнём заниматься бонсай в Сочи немедля, когда мы сможем устроить выставку?
Учтя великолепные климатические и прочие условия в Сочи, я заверил собравшихся, что при определённом энтузиазме, лет через пять они смогут уже демонстрировать друг дружке свои растения, лет через десять можно будет организовать что-то вроде выставки для своих. А лет через пятнадцать и людям будет что-то не стыдно показать. Восторги на лицах присутствовавших приувяли. И сразу, несколько неуверенно прозвучал следующий вопрос. - А про икебану вы можете что-нибудь рассказать?…
То, что давно установлено, не вырвать с корнем,
то, чему следуют издавна, не отбросить.
Лао-Цзы
Тем не менее, сейчас, бонсай опять стал привлекать к себе внимание публики. Уже можно приобрести настоящий инструмент (о чём раньше и не мечталось), удобрения, растения, появляется переводная литература.
И главное - интернет. Огромное количество сайтов с необозримым количеством информации. Причём прослеживается тенденция ко всё большей информативности; если года три назад содержание сайтов было рекламно-иллюстративным, то сейчас появляется всё больше конкретно-технологических материалов очень детальных. Появилась масса японских сайтов, к сожалению почти всегда на японском. Но изображения великолепных бонсай с этих сайтов компенсируют недоступность текста. Несколько забегая вперёд, хочу заметить, что одним из путей проникновения в бонсай является просто изучение изображений шедевров.
Свою лепту попробовал внести и я, на сайте http://www.bonsai.ru/ вы можете найти кое-что о бонсай…
Если вы, конечно, заинтересовались этим. В таком случае, должен вас предупредить, что ничего сверхъестественного в выращивании бонсай нет. Не существует никакого тайного (оккультного, трансцендентального и т. п.) знания.
Не требует бонсай и больших затрат, как материальных так и временных, только тщательность и аккуратность, которая необходима для выживания (в первую очередь) и развития растения, а также художественный вкус. Это конечно не значит, что со временем у вас сам собой вырастет шедевр. Так наличие красок, холста и вкуса не сделает из вас художника, но вы можете, как минимум получать удовольствие от этих занятий и радовать их плодами окружающих.
Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет. Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Лао-Цзы
Итак с чего начать? Прежде всего, нужно определиться с вашими обстоятельствами - есть ли возможность обеспечить растениям мягкую зимовку, то есть содержание в помещении с температурой +1°- +6° С с ноябрь по март. Если такие условия вы обеспечить можете, то выбор растений практически неограничен. Если вы можете содержать растения зимой только в комнате, то ограничиться лучше тропическими растениями.
В любом случае начать лучше с самых неприхотливых. Категорически хочу предостеречь от попыток обзаведения соснами, елями. Эти виды очень сложны в содержании в наших условиях. Также не следует пытаться работать с нашими растениями средней полосы - дубами, берёзами, тополями и т. п. Как показал многовековой опыт, лучше всего подходят для бонсай растения субтропические. У нас это район Туапсе - Сочи. Столь популярный в среде начинающих способ - извлечение взрослых растений из природы, как правило ни к чему, кроме гибели растения и унынию диггера, не приводит.
В тоже время, поиск и сбор однолетних проростков это прекрасный, не наносящий ущерба природе и очень надёжный способ. Проростки весьма жизнестойки. Можно собирать или приобретать семена, черенковать собранные в природе или в оранжереях побеги, в общем всё как и для прочих комнатных и садовых растений. Появились и в продаже растения именуемые "бонсай". Как правило это то, что за рубежом называется "пребонсай". Хотя чёткой грани между растениями этих категорий нет. Иногда в захламлённой теплице на "Птичьем рынке" можно встретить весьма приличное растение. Сейчас лучшим местом, где специализируются именно на бонсай и всём, что к нему имеет отношение является фирма расположенная в павильоне "Геология" на ВДНХ. Её сайт http://www.bonsaisale.narod.ru.
Дерево толщиной в обхват
вырастает из крошечного зернышка.
Лао-Цзы
Как прекрасное начало могу порекомендовать прогулку в Главный ботанический сад АН. Там, на участке, где растут туи, земля под ними, а после снегопада, и снег бывают усеяны семенами. Если вы поднимите десяток, большого ущерба не будет. А вы, посеяв их дома в небольшую плошку на подоконнике, сможете уже через пару недель насладиться видом нежных яркозелёных проростков. Туя очень устойчивое и неприхотливое дерево. Недаром по английски оно называется "дерево жизни". Ещё через месяц, аккуратно извлеките проросток из земли, обрежьте стержневой корень и чрезмерно вытянутые боковые, пересадите в индивидуальный контейнер.
Специальная посуда для бонсай - контейнеры бывают прямоугольными, квадратными, круглыми, овальными и многогранными. Разных цветов, как правило неярких. Её характеризуют две отличительные особенности - наличие ножек и большие дренажные отверстия в дне. Это обусловлено необходимостью обеспечить отвод излишков воды при поливе и вентиляции корней.
Для начала необходим круглый контейнер диаметром 7-10 см. На дно кладётся пластиковая сеточка с ячейкой 2-3 мм. На неё насыпается так называемый дренаж - слой крупного (~3-4мм) песка. Поверх дренажа насыпается основная почва в которую сажается проросток. Боковые корни при этом нужно аккуратно расправить равномерно во все стороны.
В принципе, в качестве почвы можно взять любую качественную покупную. Главное чтобы она была полегче - легко и сразу пропускала воду при поливе. Если почва чрезмерно плотная, то нужно подмешать в неё песок или, лучше, вермикулит. Поливать не холодной отстоянной, лучше филитрованной, ещё лучше дождевой водой. Поливать обильно до появления воды из дренажных отверстий. После этого почва должна подсохнуть до влажности 40-50% и только после этого (как правило через день-два, три) следует опять обильный полив. Недопустимо поддерживать почву постоянно влажной непрерывными поливами. Это основная ошибка которая ведёт к загниванию корней и почти неизбежной гибели растения. К роковому исходу может привести и поддон в который иногда ставят растения домохозяйки дабы уберечь полировку серванта. Вода в таких поддонах поднимаясь до уровня дна контейнера затрудняет вентиляцию. Итог - загнивание корней.
Тот, кто высчитывает, проиграет,
тот, кто старается удержать, потеряет.
Будь простым и естественным, подобно самой Природе.
Будь пустым и открытым, подобно долине в горах.
Лао-Цзы
Что касается формирования, то тут, наряду со знанием основных канонов, руководствоваться надлежит собственным вкусом. Необходимо соблюсти определённый баланс вмешательства. С одной стороны формировать нужно начинать немедля - т. е. подрезать стержневой корень у проростка, обеспечить максимальное ветвление, причем чем ниже располагаются ветви тем лучше. С другой - растению в первые годы нужно не мешать набирать биомассу, прежде всего толщину ствола.
Использовать удобрения нужно крайне осторожно, концентрацию уменьшать против рекомендованной раза в два. И лучше вообще воздержаться от удобрения нежели рисковать его неправильным применением.
Одно из основных условий нормальной жизнедеятельности растения это обеспечение периодических состояний покоя. Для субтропических это совпадает с нашими сезонными периодами и бывает раз в году. У тропических это может быть не связано с нашими сезонами и повторяться до трёх раз в год. Растения в период покоя содержатся в условиях пониженной температуры и притенения. Во время активной вегетации подсветка не повредит.
Много говорить об этом - толку мало,
так не лучше ли здесь умерить себя!
Лао-Цзы
В маленькой статье невозможно дать исчерпывающие рекомендации по такому, поистине необьятному, предмету как бонсай. Посему, заинтересовавшимся всерьёз хочу сообщить, что на вышеупомянутом сайте есть телефон, по которому можно получить бесплатную консультацию по любому аспекту бонсай (кроме тех, что уже изложены в материалах сайта).
Виняр
|