Эмблема сайта, возврат на главную страницу Бонсай, возврат на главную страницу
На главную
На раздел 'Аксессуары'

Об искусстве суйсэки

Опубликована в журнале "Ландшафтный дизайн" №4 2000 год

"Они сошлись. Волна и камень..."

Вместе с искусством бонсай - культурой выращивания карликовых деревьев - Япония получила из Китая другое диво: суйсэки - искусство любования камнями.

Образец суйсеки

Так же, как дерево, источенное непогодой, причудливая скала или водопад необычной формы и размера, камни на Дальнем Востоке повсеместно и исстари почитались. Им приписывали личностные характеристики: они могли быть подлыми или возвышенными. Камни, как живые существа, имели лицо, грудь, живот, спину и ноги. Им давали имена, с ними связывались местные предания. В Китае по камням ударяли палочкой и слушали ответный звук. Камнями лечились, с ними общались.Они становились непременными участниками и элементом садового дизайна. Определённые конфигурации камней символизировали Мировую ось, гору Пэнлай (Хорай), острова Блаженных, индуистский или Амидаистский рай. В восприятии камней соединились первобытная магия и мистика даосов. Камень являл собой космическую силу и энергию, будучи порождением и Неба, и Земли одновременно, он символизировал срединную часть знаменитой китайской триады - Человека.

Образец суйсеки

Но камнем очень рано начали просто любоваться. Эстетическая форма обладает особой степенью свободы, независимой от религии.

В суйсэки (суй - вода, сэки - камень ) сошлись две стихии: вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая здесь творческой силой ян, и неподвижный, затаённый, как будто "спящий" навеки камень - инь. Суйсэки есть союз двух этих элементов, их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние, обтачивание и размывание. Холодный неподвижный камень хранит память о вулканической катастрофе, которой он обязан своим рождением. Складки, морщины и трещины есть воспоминание о том времени, когда камень был жидкой, искрящейся лавой, в которой горела сила ян. Эта рябь, это неподвижное волнение навеки впечатаны в него. И подобно тому, как любят в Японии случайные наплывы и размывы глазури на керамике, точно так же ценится и титанический труд природы, создавшей причудливые камни: то обточенные временем и изъеденные водой, то обкатанные речной галькой, со стёртыми гранями, - гладкие, круглые, спокойные, а то и шершавые, ребристые, с уступами, острыми пиками, пещерами и сквозными отверстиями...

Образец суйсеки

Суйсэки - искусство самой природы, для которой есть свой неравнодушный зритель.

Феликс Ривера из США, автор известной на Западе книги "Суйсэки. Японское искусство миниатюрных ландшафтных камней".

- Журнал "ЛД" издаётся в Москве. Его читатели знакомы с бонсай. Но суйсэки - новая тема. Расскажите, Феликс, как Вы вошли в этот особый мир. Расскажите немного о себе.
- Я из Пуэрто-Рико. Когда мне было пять лет, мои родители переехали в Нью-Йорк. Там я и вырос. С1960 года живу в Калифорнии. Преподая в университете Сан-Франциско. Здесь я увлёкся подводным спортом и вступил в японо-американский клуб подводного плавания. Это была очень интересная группа молодых людей, увлечённых разными восточными боевыми искусствами. От них я и узнал о существовании искусства бонсай и суйсэки. Это было в 1964 году. Вообще в Калифорнии сложилась уникальная ситуация даже для Америки.Здесь - наибольшее количество иммигрантов из Азии и, в частности, из Японии. Они принесли с собой свой язык, свою культуру, кухню, обычаи. Образец суйсеки

В Сан-Франциско Бэй Эриа существовало два японо-говорящих клуба суйсэки, среди которых Kashu Suiseki Kai - самый старый клуб суйсэки за пределами Японии, имеющий очень солидный возраст - 35 лет!

- А кто был Вашим первым учителем?
- Мне повезло. Моими первыми учителями в искусстве бонсай были такие знаменитые американцы японского происхождения, как Фрэнк Нагата и Джон Нака. Кроме всего прочего, это великие люди, личности. Джон Нака одним из первых стал пропагандировать бонсай в Америке, и ему я обязан своим знакомством с суйсэки. С 1968 года я живу здесь, в Сан-Франциско. Здесь я организовал первый в Америке англо-говорящий клуб любителей суйсэки. Мы вместе совершаем вылазки в горы, исследуем русла рек, находим интересные экземпляры, Камни, обработанные водой, это и есть суйсэки. Приятно, что для этого хобби ничего особенного не нужно. Рюкзак да крепкие ботинки. И, конечно, глаза. Самое главное - развить особый взгляд, чтобы уметь сразу отличить хорошие камни. Новичок идёт и ничего не видит. Ты идёшь за ним следом и находишь. Нужно привить себе вкус к истинному зрению и разработать стратегию выбора. Это особое искусство. Сначала бросается в глаза, конечно же, форма. Камень может напоминать гору, отдалённую или близкую, остров в океане, скалу с водным потоком. По этому поводу у японцев есть подробные классификации. Но суйсэки может представлять какую-то абстрактную фигуру, напоминать людей, животных. ценятся камни с пятнами, как на шкуре животных. Или, так называемые камни-хризантемы - с рисунком, напоминающим хризантему.

Образец суйсеки

- Где находят самые интересные камни?
- В геологическом плане очень интересен американский юго-запад: север Калифорнии, Сьерра Невада. Среди европейских стран особенно славится Италия, Лигурийские Альпы. Этот район любители активно разрабатывают с 80-х годов. В вашей стране наверняка есть интересные места.

- Расскажите, как обрабатывать камни?
- В первую очередь камни очищают от грязи. Японская эстетика запрещает их как-то обрабатывать. Только ласкать руками и взглядом. По-моему, это замечательная терапия. Интересно искать камни. Настоящий охотничий азарт! Но многие сравнивают этот поиск с особого рода духовными практиками. Приятно разделить свою радость с другими. Мы устраиваем ежегодные выставки, издаём журнал, дружим с бонсаистами. Это что-то очень близкое по духу. Оюычно на выставках бонсай и суйсэки рядом. Так же, как и бонсай, суйсэки нуждается в правильном оформлении, наиболее выгодной подаче. Для камней делают подносы, наполняют их песком или водой. Это называется по-японски "суйбан". Или специальные деревянные подставки, выточенные точно по мерке каждого камня, - "дайза". Здесь существуют свои правила, пропорции, как в каждом искусстве. Суйсэки - это всего лишь маленький камень на подставке, гора на ладони, которую можно свободно принести и унести, когда пожелаешь, - ведь глаз от него не оторвёшь!

-Если можно, сформулируйте, пожалуйста, основные требования, которые предъявляют к камням, чтобы можно было считать их настоящими суйсэки.
- Хорошо. Суйсэки, как и бонсай, имеет фронт. Это сторона, обращённая к зрителю, наиболее выразительная и определённая. Фронт (mitsuke) должен быть слегка наклонён вперёд к зрителю. Высший пик должен быть обращён вверх, к Небу. Пики должны быть разными по высоте. Главный пик, пик-Хозяин, должен быть сдвинут немного влево или вправо, а меньшие пики должны располагаться сзади. Основание горы должно быть широким и плавным. Основание камня составляет примерно 33-38% от его высоты. Разница текстур даёт ощущение глубины. Цвет должен соответствовать камню, его форме, облику и стилю. В Японии особенно ценятся тёмные, почти чёрные камни.
Образец суйсеки Как видите, всё это очень похоже на требования, которые предъявляются к идеальному бонсаю. Есть некоторые общие закономерности природы и нашего восприятия. Например, напряжённая и асимметричная композиция выразительнее, чем устойчивая и неподвижная. Композиционный удар, создавая ощущение беспокойства, незавершённости и скрытой энергии, провоцирует более активный ответ зрителя. Это высоко ценится в японском искусстве вообще. Об этом я подробно рассказываю в своей книге.

Образец суйсеки

- Спасибо, Феликс. Было бы приятно увидеть Вас в Москве и продолжить наш разговор...
- О! Я с удовольствием приеду в Москву и привезу свои камни, если Вы устроите какую-нибудь выставку и пригласите меня.

Беседу вела Н. Честных.