Эмблема сайта, возврат на главную страницу Бонсай, возврат на главную страницу
Эмблема сайта
Я знаю, что деревьям, а не нам,
Дано величье совершенной жизни.
На ласковой земле, сестре звездам,
Мы - на чужбине, а они - в отчизне.

Н. Гумилёв


Только глаза его оставались открытыми:
ибо они не могли досыта насмотреться и
насладиться деревом и любовью к нему ...

"Так говорил Заратустра" Ф. Ницше

Итак, вы решили заняться бонсай (или, пока только заинтересовались им). Кое-что вы уже слышали, возможно встречали изображения, а может быть, вам посчастливилось видеть воочию настоящие шедевры на одной из японских выставок.

Что же такое бонсай? Может быть это просто посаженное в плошку, контейнер (по-русски, почему-то, это называлось "горшок") растение. Не всегда даже деревце. Вопрос этот не так прост. Иногда мы видим такое деревце посаженное в настоящий японский контейнер "токонома", его хозяин (автор) утверждает, что это бонсай, но, увы, до бонсай ему бывает очень далеко. А иногда - в блюдце с водой несколько листиков, единственный цветок - и это шедевр.

Зародился бонсай в Китае, и все соседи, в той или иной мере, перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими, культурными, эстетическими особенностями. Сформировались, например, такие непохожие, вьетнамский и японский стили бонсай. Большинство приверженцев этого искусства в мире, рассматривает как эталон, именно японский стиль бонсай. Мы тоже являемся апологетами этого стиля. И оцениваем соответствие растения требованиям, предъявляемым к бонсай, исходя из критериев японского стиля.

Термином "бонсай" обозначают, как конкретное растение, так и искусство выращивания таких растений включая его эстетические и агрономические (технические) аспекты.

Как-то, в полемике с Микельанжело, Леонардо утверждая, что живопись, как искусство, выше скульптуры, аргументировал это, в частности и тем, что живописец творит в тишине (либо наслаждаясь чудесной музыкой), в чистоте и без изнуряющих физических усилий, тогда как ваятель... Едва ли не в большей мере, это можно отнести и к искусству бонсай.

Можно отметить и такой аспект. Всё живое с возрастом дряхлеет. Юные особи гораздо привлекательнее древних. Но не деревья. Чем старше дерево, тем, не только с большим почтением мы смотрим на него, но и с большим интересом и наслаждением.

Бонсай, как и всё на Востоке, подчиняется определённым правилам. Существуют довольно строгие каноны регламентирующие всё, что относится к бонсай - форму растений, соответствие растения и контейнера, приёмы демонстрации, сочетаемость растений в композиции, etc. Но, если вы будете строго и без уклонений следовать канонам, то ничего, более приличного деревца, не получите. Создание шедевров - всегда некоторый отход от канонов. И, смотря на изображения шедевров, в этом легко убедиться. Только вот, чтобы иметь право и основания для такого небрежения канонами, нужно их долго и упорно изучать, следовать им долгое время и тогда вам, может быть, откроется это таинство - создание шедевра, игнорируя некоторые правила.

В ряду интересных статей о бонсай в журнале "Ландшафтный дизайн", была и статья "Об исскусстве бонсай" Наташи Честных. Она развивает тему о сущности бонсай.

Небольшое отступление об эмблеме сайта. В восхитительной сказке Экзюпери совершенно незаслуженно были обижены самые бескорыстные и величественные существа на земле (а может быть и во всей вселенной) - деревья (в лице баобабов). Да и, вообще, о растениях сказано, что они бывают полезные и вредные... Можно только догадываться, почему была выбрана именно эта, ... не совсем удачная метафора. Воспользуюсь случаем и постараюсь принести им извинения, избрав эмблемой сайта прекрасный рисунок Антуана де Сент-Экзюпери. Деревья, конечно, не могут, не только принести никакого вреда никому и ничему, но и являются главным богатством и лучшим украшением любого небесного тела (астероида Б 612, в том числе).

Я надеюсь, что место вашего обитания станет отчизной для этих, самых бескорыстных и прекрасных существ.